Было ли или нет одноперстие? Вот что пишут в "Православной энциклопедии". click here
цитата:
О единоперстии прямо свидетельствуют мн. св. отцы и церковные писатели IV-VIII вв.: святители Епифаний Кипрский (см.: PG. 41. Col. 428), Иоанн Златоуст (PG. 58. Col. 537; в слав. рукописях Златоструя полной редакции слово «перст» дано не в ед. (как в греч. оригинале), а во мн. ч. (см., напр.: РГБ. МДА. № 43. Л. 149.1473-1474 гг.) - этот вариант чтения использовался старообрядческими полемистами (см., напр.: Арсений Уральский. 1999. С. 55) для доказательства преимущества Д. перед единоперстием, хотя в др. слав. рукописях сочинения свт. Иоанна Златоуста в указанном месте слово «перст» переведено в ед. ч.- см., напр.: РГБ. Троиц. № 92. Л. 272, XVII в.; № 93. Л. 194, XVII в.; № 95. Л. 66 об., XVI в.; № 97. Л. 62 об., XVI в.), блж. Феодорит Кирский (PG. 82. Col. 1312, 1328; 2-е из этих повествований помещается в печатных изданиях слав. Пролога под 2 нояб. - см., напр.: Пролог. М., 1642. Л. 291), Созомен (PG. 67. Col. 1497), автор «Луга духовного» Иоанн Мосх (PG. 87ϒ. Col. 2953), прп. Андрей Критский (PG. 97. Col. 1228), блж. Иероним Стридонский (PL. 22. Col. 898), свт. Григорий Двоеслов (PL. 77. Col. 211, 301).
Сообщение: 1126
Упование: на Бога
Зарегистрирован: 23.10.12
Отправлено: 02.05.13 09:21. Заголовок: Павел Владимирович п..
Павел Владимирович пишет:
цитата:
да кто ж то ведает?
Если никто не ведает, то можно ли с абсолютной уверенностью утверждать исключительность вообще какого-либо перстосложения? А если утверждать нельзя, то справедливо ли анафематствовать человека за несоблюдение того, в правильности чего сам не уверен? То есть, если не считать, что двуперстие было в Церкви изначально и что его сохранение – дело принципиальное, то как же можно проклинать того, кто не крестится двуперстием?
Путают часто два разных обычая: крестного знамения "большого", как у нас сохраняется, двоеперстное, и печатления лба (ума) и органов чувств ("врат ума") маленькими крестиками, что в древности также делалось, и по сей день отголоски этого - в миропомазании и елеопомазании при крещении. Малый крест мог делаться одним пальцем (говорят, большим пальцем правой руки). Этот обычай встречается ныне у латинствующих. Оба эти обычая сосуществовали одновременно, но Церковь сохранила для самознамения людей именно большой крест, двоеперстный, а малый остался в помазании в таинствах крещения, миропомазания, елеосвящения.
Отправлено: 06.07.13 20:00. Заголовок: Достоверно мне не из..
Достоверно мне не известно,есть мысль что это как то было связано с догматом Троицы и с теми кто утверждал будь-то христиане верят в трёх разных Богов.
Достоверно мне не известно,есть мысль что это как то было связано с догматом Троицы и с теми кто утверждал будь-то христиане верят в трёх разных Богов.
Это возможно. Главное конечно это вероучение, а не перстосложение. Армяне крестились двумя перстами в 17 веке, как пишет Успенский, но правую веру не имели, они были и есть монофизиты как и копты. Злотоуст и Епифаний крестились одним перстом , но были православными. Символ нужен и важен , но прежде всего вероучение, а затем символика.
Данiилъ Бондаревъ Вы бы определились со шрифтом, а то пол слова русским, пол слова русским дореформенным, может Вам как католику лучше латынским писать?
Отправлено: 20.07.13 20:19. Заголовок: Дык если бы и было е..
Дык если бы и было единоперстие - что с того? Нам необходимо усвоить одну великую и главную истину: мы (ап. Павел в письме к нам сказал бы - "вы", так что гордыни здесь нет никакой) суть прямые наследники древней Церкви, чада ее. И единоперстие, когда-то сменившееся двоеперстием - наше же наследие, гены его присутствуют в нашем двоеперстии. Христиане апостольских и послеапостольских времен осознавали себя "удами" единого Тела Христова, и крестное знамение было жестом "печати". Как вещь принадлежит хозяину, как раб в древнем мире принадлежал господину (и был "запечатлен", т.е. заклеймен именем господина), - так же и христианин был запечатлен Именем Бога - знаком Креста Христова. А рабство Богу - это сыновство Ему и истинная свобода. Потому и жесты были по преимуществу - свободными, открытыми. Простертый палец, или простертые пальцы, равно как и простертая ладонь (например, жест "величания" римских императоров-триумфаторов, сохраненное с тех времен как жест благословения у римских епископов, а затем - пап), - это примеры открытых жестов. Исповедание "двух естеств" во Христе - догматическое утверждение и подтверждение этой вот, Бого-сыновней открытости, приятия Милости и Спасения, как подарка от Папы - Всемогущего Бога ("Отче наш", буквально: наш Папа!).
Сообщение: 243
Упование: Древлеправославие
Зарегистрирован: 10.03.13
Откуда: Россия, Москва
Отправлено: 08.09.21 05:43. Заголовок: Алексей пишет: А Ио..
Алексей пишет:
цитата:
А Иоанн-то Мосх говорил не одно-, а двуперстии
Вот именно.
Мнится мне, что одноперстие - изобретение исключительно поздне-средневековых католиков-испанцев или итальянцев. Сейчас даже не у всех католиков одноперстие есть. Кто полной шепотью из католиков крестится (всеми пятью сложенными в щепоть пальцами). Кто - одноперстием. Поляки вроде частично даже двуперстием (у униятов такое тож видел, у униятов с Донбасса. Но унияты - отдельная тема. Крестятся. в отличие от католиков, "по-православному" - справа налево, по-привычному).
В общем, канонических непредвзятых данных за то, что в ранне-християнские времена бытовало одноперстие - таких данных вроде нету.
Если целиком посмотреть этот фильм - там дьявол в католическом храме показан классически католически крестящимся: при подходе из предбанника в собственно церковь стоят чаши со св. водой. Туда католику положено указательный палец опустить - смочить. Дальше - крестное знамение или одноперстием, или всей щепотью, или двуперстием (католики на самом деле - очень разные. есть даже ортодоксы, не признающие современный Ватикан - читайте Елену Чудинову и её книгу "Мечеть Парижской Богоматери").
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет