Матфей Властарь
АЛФАВИТНАЯ СИНТАГМА
Глава 9-я (11-я). - о том, что не должно дважды наказывать за одно и то же
http://www.krotov.info/acts/canons/vlastar04.html#d9 25-е пр. св. Апостол говорит: "Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в
татьбе обличенный, да будет
извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного, ибо (Писание глаголет): не отмстиши дважды за едино (Наум. 1, 9). Ибо получившие священство, если извергаются, не отлучаются от общения верных, какою бы страстию одержимы ни были; а обоим наказаниям подвергаются по причине крайности зла только получившие священство чрез деньги, или чрез власть мирских начальников, или чрез ходатайство народа: ибо 29-е Апостольское правило -сих, а к тому же 30-е и сообщающихся с ними подвергает не только извержению, но и отлучению.
А Великий Василий в 32-м правиле, взяв из первого из соборных посланий Евангелиста Иоанна и Богослова следующее изречение: есть грех к смерти, и есть грех не к смерти (1 Иоанна V, 16, 17), говорит: клирики, согрешившие смертным грехом, т.е. простершимся до исполнения, лишаются степени священства, но не удаляются от общения верных в молитве: посему не должны стоять ни в одном из мест покаяния, разделяющихся на четыре части, ибо не отмстиши дважды за едино (Наум 1, 9). А так как грехом к смерти душевной называется грех соделанный, блуд, например, или убийство, или что-нибудь таковое, то грех, доходящий до пожелания и намерения, хотя и не оставляется без епитимии, но и не причиняет конечной смерти душевной, так чтобы навлекал и извержение, по 4-му пр. Неокесарийского собора, которое ищи в 15-й гл. буквы P; ибо не может быть признан блудником тот, кто имел намерение учинить блуд, а дела не совершил; так же должно судить и об убийце, как говорит великий Богослов Григорий: "если осуждаешь в убийстве того, кто только желал убить" и проч. [Перифр. толкования Зонары на это пр.] А некоторые говорят, что грех к смерти есть тот, который причиняет тому, кто грешит, снятие головы и смерть, и что святый (отец) полагает не подвергать священника никакому наказанию, большему извержения, хотя бы был виновник великих преступлений, которые по законам навлекают и смерть и так называемое уголовное наказание. [Из толкования Вальсамона.]
А в 51-м пр. для всех падших клириков отцы определили, говорит (Св. Василий Великий), одно наказание, - лишение служения, будут ли то состоящие в степени священства и получившие пресвитерское, или диаконское, или иподиаконское рукоположение, или поставленные через благословение в чтеца, или певца, или придверника, ибо не сильнее наказывают тех, которые занимают высшую степень, и не слабее тех, которые (занимают) низшую: [Перифраз толкования Зонары.] но как те лишаются священства, так чтецы лишаются вхождения в алтарь, или чтения с амвона, или производства в высшую степень. [Из толкования Вальсамона.]
С сими (правилами) согласуясь и 27-е (36-е) соб. Карф говорит: клирики, обличенные в тягчайших грехах и за сие лишающиеся своих степеней, не отлучаются от собрания верных, ибо достаточно для них в наказание одного извержения; но они не могут принять никакого постановления на служение вне алтаря, ни перекрещиваются, для того, т.е., чтобы омыться от преступления, как некоторые худо думают, и снова произвестися в степень клира: ибо спасительное крещение едино. А посему и те, которые после извержения читают с амвона или произносят молитвы или благословения, грешат. [Из Вальсамона.] Ищи еще в 8-й (10) гл. настоящей буквы правило 50-е (59-е) собора Карфагенского. Ищи также в 15-й главе буквы P правило 3-е Василия Великого.
Глава 24-я. - о том, что не должно иметь общения с отлученным от общения
http://www.krotov.info/acts/canons/vlastar06.html#k24 2-е правило Антиохийского собора заповедует нам всячески
удаляться от общения с отлученными от общения и не участвовать с ними в молитве ни в доме, ни в церкви, хотя бы они принадлежали к другой епархии; ибо, хотя местом и разделяемся, но не различаемся друг от друга верою - мы христиане всей земли и все называемся и есмы единая Кафолическая Церковь [Сн. Вальсам. на 2-е прав. Антиохийск. соб.]; и кто из священного списка будет обличен в общении с отлученным от общения, тот и сам должен быть вне общения церковного как производящий замешательство в чине церковном. Ищи еще 18-ю гл. бук. A и во 2-й гл. той же буквы правила свв. Апостол 45, 46 и 64, Лаод. соб. 33, Тимофея Александрийского 9-е и в 15-й гл. бук. P пр. 1-е св. Григория Чудотворца.
Глава 18-я. - об отлучении
http://www.krotov.info/acts/canons/vlastar01.html#a18 Итак, 10-е правило святых Апостол говорит: участвовавший в молитве с отлученными от общения в каком бы то ни было месте, должен быть
отлучен и сам; ибо этим общением подвергается или обвинению, или презрению запретивший того, как незаконно и несправедливо отлучивший; а просто разговаривать с запрещенным (правило) не возбраняет.
А 11-е правило тех же св. Апостол
извергает клирика, молившегося вместе с клириком изверженным и после извержения опять священнодействовавшим.
То же самое определяет и 9-е (правило собора) Карфагенского, что принявший в священническое общение клирика не безосновательно, но справедливо за нелепости изверженного, должен подлежать извержению (и сам); равно и молившийся вместе с отлученным должен подвергнуться
одинаковому с ним наказанию.
Согласно с сими (правилами определяет) и правило 6-е собора Антиохийского, что и клирики и миряне, подвергшиеся узам отлучения от своих епископов, не получают разрешения от других, прежде чем освободит связавший, или рассмотрит о них
общий собор.
4-е правило VII Собора говорит: епископ ради постыдной корысти вымогающий от подчиненных ему епископов, или клириков, или монахов золото, или серебро, или иное что-либо, "употребляя в предлог
мнимые грехи", т.е. такие, которые не заключаются в божественных правилах, и не охотно дающих требуемое наказывающий отлучением, или по иному пристрастию возбраняющий служение кому-либо из подчиненных ему клириков, или заключающий честный храм, дабы в нем не были совершаемы обычные службы Божии, - таковый, "устремляя свое неистовство и на бесчувственное" (т.е. "на храм"), поистине есть бесчувствен, говорит правило, и должен подвергнуться тем же наказаниям, епископ - отлучению от митрополита, а митрополит - от патриарха, справедливо принимая на себя то, что неосновательно наложил на других.
29-е (38-е) правило Карфагенского собора говорит: отлученный от общения за небрежение, т.е. за
грех, епископ ли, или какой бы то ни было клирик, хотя бы и думал, что страдает несправедливо, не должен пренебрегать запрещением, пока его дело не будет исследовано более совершенным судом; а если окажется, что он вступил в общение с кем-либо
прежде исследования (его вины), то ускорит сам на себя произнести приговор совершенного извержения.
Феодор Вальсамон. О том, что не должно без благословной вины отлучать кого-либо
На основании этого правила некоторые говорят, что отлученный не по причине, признанной божественными правилами, а по безрассудному желанию отлучившего, без опасности может пренебречь отлучением, и скорее должен подвергнуться наказанию тот, кто отлучил: ибо если епископу дано будет право благовременно или неблаговременно отлучать клириков и мирян и поставлять в необходимость запрещенных - бояться неблаговременного отлучения и выполнять его - то епископы присвоят себе самовластие и будут издеваться и над самим благочестием, и таким образом божественные правила сделаются причиною многих бедствий, что есть верх нелепости. Потому-то и говорит правило с ограничением: "если кто отлучен за
небрежение", то есть за грех, который запрещают божественные правила. То же говорит и божественный Дионисий Ареопагит в послании:
ибо Божество не преклоняется безрассудными стремлениями священников. 105-е (118-е) правило того же собора - клирика, отлученного от общения в Африке, если он, переправившись в Рим, дерзнет священнодействовать
прежде совершенного о нем суда, подвергает совершенному извержению.
аконы
Юстинианова новелла говорит: воспрещаем всем епископам и пресвитерам отлучать кого-либо от святого причастия прежде, чем доказана будет вина, за которую церковные правила повелевают этому быть. Если же кто, вопреки сему, удалит кого от святого причастия, то тот, кто несправедливо был удален от причастия, по разрешении отлучения высшим священником должен быть удостоен святого причастия; а дерзнувший несправедливо удалить кого-либо от святого причастия должен быть удален от причастия тем священником, которому он подчинен, на столько времени, на сколько тот признает нужным, дабы по справедливости потерпел то же самое, что сделал несправедливо.
Епископам или клирикам
не должно принуждать кого-либо приносить плоды, или давать подводу, или не так делающих отлучать, или анафематствовать, или не давать причастия, или не крестить; ибо это незаконно.
Глава 8-я (10-я). - о епископах и клириках, подсудимых за свои преступления
http://www.krotov.info/acts/canons/vlastar04.html#d10 74-е пр. св. Апостол говорит, что епископ, обвиняемый от людей, вероятия достойных, необходимо должен быть призван на церковное судилище двумя посылаемыми к нему епископами, - и если, послушав, тотчас предстанет и, не будучи в состоянии снять с себя обвинения, признается или обличен будет, определяется ему соответствующая епитимия; а если тотчас не придет, то бывает троекратное приглашение; если же и таким образом
останется в упорстве, то собор по благоусмотрению, сообразно с качеством преступления, определяет против него, и он не получает никакой выгоды от упорства.
А 79-е (90-е) (пр. Карф.), которое говорит, что клирик, когда дело его в течении одного года не получило конца,
исключается из клира, ныне не действует.
Об обвинителях в судах
6-е пр. II собора говорит: к обвинению епископов или клириков не всех без исследования должно допускать и не всех отклонять: ибо если кто-нибудь представит против них частную жалобу, утверждая, что он потерпел
несправедливость относительно движимых или недвижимых вещей, или обижен, или потерпел что-нибудь таковое, в таком случае не должно обращать внимания ни на лице обвинителя, ни на веру, ибо справедливость требует, чтобы мы никого не лишали своих прав, но чтобы всем выносили равное и нелицеприятное решение, поставляя епископа в особенности или клирика свободным от какой бы то ни было несправедливости.
А 28-е пр. св. Апостол - епископа, или пресвитера, или диакона,
"праведно за явные вины" изверженного и дерзнувшего коснуться отнятого от него служения, повелевает совсем
отсекать от Церкви за крайнее своеволие и потому, что иначе наказать канонически не возможно того, кто уже извержен.
Глава 12-я. - о тех, которые разбойнически похищают чужое
http://www.krotov.info/acts/canons/vlastar01.html#a9 Святый Григорий Чудотворец в 3-м правиле (чит. 3, 4, 5, 6, 7) - грабителя, и корыстолюбца и присвояющего чужое ради гнусного прибытка объявляет отлученным и изверженным от Церкви Божией, подобно тому, как и сыновья, за безрассудные вины, устраняются и лишаются отцовского имущества. А чтобы, говорит святый отец, среди такого стеснения и такого плача, когда варвары все разграбляли, дерзнул кто-нибудь это время, всем угрожающее погибелью, признать для себя временем корысти, это свойственно людям нечестивым и богоненавистным, дошедшим до крайней степени гнусности; "посему справедливым признается всех таковых отлучити от Церкви, да не како приидет гнев на весь народ", и
прежде всего на самих предстоятелей за то, что не взыскали со тщанием таковых и не исправили: ибо устремляющиеся на имущество пленных собирают гнев и на самих себя и на весь народ; увеличивая виновность сего корыстолюбия, св. Отец утверждает, что оно гораздо хуже корыстолюбия Ахарова: ибо и Ахар, говорит, один и частным образом взявши из заклятого, навлек гнев Божий на весь Израиль; а потому умер не один он, но умерли и все принадлежавшие ему, быв побиты камнями; ибо хотя и эти (похитители имущества пленных) и оный Ахар взяли похищенное ими из добычи, но
тот взял вражеское, а эти принадлежащее братьям; таким образом беззаконие сих гораздо преступнее, чем того.
Ошибается, обольщая себя, тот, кто говорит, что он нашел вещь брошенною и взял, когда она никому не принадлежала и что он не знал, может быть, хозяина ее; ибо и тому, кто нашел ее таким образом, не позволительно корыстоваться и присвоивать себе чужое, но он должен сберечь ее хозяину; ибо если древний закон повелевает, что если брат твой или враг твой по беспечности потеряет свою собственность, и при том во время мира, то ты не удержи ее, но возврати ее потерявшему, то насколько более должно сохранить оставленное имущество брата, убегающего от врагов, или захваченного в плен, и возвратить потерпевшему несчастие? Крайне безрассудно было бы и присвоивать чужое взамен своего, утраченного, и думать, что в этом нет ничего ужасного, хотя в рассуждении зла этот поступок ничем не отстает от того, что сказано выше: ибо чем были для них неприятели, тем они тщатся сделаться для своих братьев. Возвестил также нам некто (говорит св. отец), что некие, без сомнения, неверные и нечестивые и не имеющие никакого познания о Боге, насильно захватили в неволю некоторых, избегших варварских рук. Пошлите кого-либо в страну для исследования об этом, дабы не пала молния на творящих сие.