Немного о благовременности применении аскетических традиций.
балерина Татьяна Рябушинская в роли Золотого петушка
Те именитые старообрядцы,на которых последнее время принято ссылаться как образец предприимчивости и меценатства,действительно были ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,с большой буквы,и благодаря своему духовному чутью,интеллекту и бескомпромиссному чувству рентабельности действительно имели умение вовремя отказаться от
вещей и обычаем тормозящих личное интеллектуальное и культурное развитие.В том числи и в религиозной,традиционной жизни.
Но делали это недостаточно глубоко,потому и были снесены с лидирующих позиций везде.
Что до основной темы передачи,по моему мнению,увы,старообрядчество не способно серьёзно помочь российской общественности в новых путях развития.
Старообрядчество ,во-первых и В ОСНОВНОМ хранило и хранит себя!Себя от прочего поганого и нечистого мира с его содержалищем...Этому с пелёнок учат маленьких в коренных семьях.В старообрядчестве эта мотивация-главная!(в ролике есть реплика в этом ключе)Всё остальное(меценатство,благотворительность и пр)ровно на столько,насколько выполняет первую задачу.
А с такой "фигой в кармане" всякие прожэкты,с претензией помочь "прочим человецам" всего лишь лицемерие.
И ведь не изменить это положение не ломая и дальше так чтимые стереотипы и обычаи,а это приведёт к изчезновению старообрядчества как уникальной общности.
Вот и получается цугцва́нг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу») — положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.