Искусствовед пишет:
цитата: |
А владыко Корнилий этот фильм смотрел, как вы думаете? |
|
http://2016.morozfilm.com/naputstvennoe-slovo-uchastnikam-mitropolit-kornilij/ НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ, МИТРОПОЛИТ КОРНИЛИЙ
Дорогие гости и участники фестиваля!
С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ приветствую Вас в этот день в этом зале и поздравляю с открытием уже II Международного КИНОФЕСТИВАЛЯ имени Саввы Морозова…………………………………………………………………………………………..
Мы, представители старообрядчества, всегда осознавали себя хранителями и продолжателями русской цивилизации, основанной на традиционных христианских ценностях, в том числе, русской культуры……………………………………………………...
Вышесказанное, в известной мере, объясняет проведение этого кинофестиваля в этих стенах на Рогожском. Тем не менее, открывающийся фестиваль не является, так сказать, «фестивалем старообрядческого фильма», хотя тема старой веры присутствует……………………………………………………………………………………….
Из другого источника:
http://god-kino2016.ru/2016/11/04/savva_fest/ Узнаём, что:
С 13-го по 17 ноября в Москве состоится II Международный кинофестиваль имени Саввы Морозова. В его программу вошло более 30-ти игровых и неигровых картин, которые объединены общей темой меценатства. Президент фестиваля – известный российский режиссер и сценарист Николай Досталь.
Из
напутственного слова участникам кинофестиваля видно, что митрополит Корнилий даёт добро на это мероприятие, объявляет мероприятие благим делом, благословляет его. И это, мягко говоря, очень странно. А если выразиться более точно и жёстко – совершенно не святоподобно. Ведь хорошо известно, что профессия актёра, как лицедея, запретна для христианина. Соответственно, не благословляется и
ЛИЦЕДЕЙСТВО в театральной форме или в форме кино. И для этого даже не нужно разбираться в содержании спектакля или фильма: если требуется узнавать Правду, то для этого нужно обращаться к святым отцам, а не к лицедеям. А тем, кого запрет на лицедейство сильно возмущает, скажу, что о Правде могут узнавать из фильмов только очень далёкие от Церкви люди. Скажу так же что, ходить на хорошие фильмы (не в абсолютном смысле хорошие, а хорошие по сравнению с плохими фильмами), несомненно, лучше, чем предаваться безделью, или напрямую лжесвидельствовать, или, скажем, воровать.
Ещё надо прокомментировать название фестиваля. Это кинофестиваль имени
Саввы Морозова. Известно, что Савва Морозов покончил жизнь САМОУБИЙСТВОМ. А самоубийц Церковь даже запрещала хоронить на кладбище и не молилась за них заупокойные службы. А тут – II Международный кинофестиваль ИМЕНИ САМОУБИЙЦЫ Саввы Морозова. А теперь, всё-таки немного углубимся в детали кинофестиваля. Складывается такое впечатление, что гвоздём программы является фильм Николая Досталя «Монах и бес». Того самого Досталя, который отравил сознание зрителей своим сериалом «Раскол». Ведь какова одна из основных линий «Раскола»? Каждый из главных действующих лиц фильма, по-своему, прав: у протопопа Аввакума – своя Правда, у патриарха Никона – другая Правда, а у царя Алексея Михайловича – третья Правда. Так говорит Досталь через своих героев. Но в Православии существует только одна Правда, та самая, для которой Исус Христос является Солнцем Правды. А другие правды – это
кривды. Вот и Досталь явил нам
кривду своим «Расколом».
А что же с монахом, который плотно участвует в бесовских действиях в новой работе Досталя? Там столько бесовщины, что смотреть всё это без вреда для души, вряд ли получится. «Всяк человек есть ложь», но далеко не во всякого человека вселяется бес. Вселение беса надо чем-то заслужить. Причём вмешательство беса в жизнь монаха Ивана совсем не похоже на то, что мы находим в рассказах о настоящей подвижнической жизни. Например, бес выполняет за монаха послушания, у монаха с бесом постоянно происходят как бы дружеские разговоры, временами Иван пытается получить от беса полезную информацию. Монах, вообще-то, должен стремиться к тому, чтобы изгнать бесов из своей жизни, а не беседы с ним беседовать. Собственно подвижнических трудов у Ивана не наблюдается, даже молитва практически начисто отсутствует или происходит как-то уж совсем по протестантски. Особенно показателен момент сделки Ивана с бесом, когда
Иван обещает поклониться бесу и продать ему свою душу за паломничество ко Гробу Господню. Здесь монах действует как самый настоящий
богоотступник и вероотступник. А то, что Иван, слетав на бесе в Иеросалим, отказывается выполнить обещанное, совершенно ничего не меняет: когда христианина под страхом пыток или за мзду какую-нибудь вынуждают отречся от Бога или от веры, или поклониться идолу, или жертвы принести
ИНОМУ богу, то он, согласившись на это, моментально отпадает от Церкви, а последующее чистосердечное раскаяние лишь даёт ему возможность после длительной епитимьи вернуться в Церковь. А Иван сам отрёкся от Бога и сам же себя в церковь принял вообще без покаяния и како-либо епитимьи. Но, не смотря на это, в конце-концов, монах-еретик (никонианин) становится святым прямо в лоне еретической (никонианской) церкви. Причём настолько святым, что обращает к православию того самого беса, который искушал его денно и нощно. Бес, обратившийся к Православию, к почитанию Истинного Бога – это уже не художественное преувеличение, а самая настоящая бесовщина: святые отцы говорят, что покаяние для бесов абсолютно невозможно. А почему я заключаю, что развязка именно такова, почему Досталь показывает именно то, чего быть не может? Ведь можно же предположить, что бес, который мучил Ивана, всех обманул и продолжил в монастыре свои злые дела? Тут есть одна деталь: в начале фильма Иван слегка запинается при разговоре, а бес говорит прибаутками да пословицами, а в конце фильма бес начинает слегка заикаться, а настоятель монастыря начинает говорить прибаутки.
То есть бес как бы стал новым Иваном, встал на путь к Богу!!! Замечу кстати, что святые отцы говорят, что один и тот же бес не может быть одновременно в разных местах. Поэтому нельзя думать, что бес, с одной стороны, стал новым Иваном, а с другой стороны, вселился в настоятеля монастыря. От такого фильма у человека не твёрдого в вере вообще потеряется способность отличать Правду ото лжи. А уж о неверующих зрителях и говорить не приходится.
Ещё одна подозрительная странность: бес у Николая Досталя какой-то нестрашный. Он скорее прикольный, умный и даже, в каком-то смысле, может вызывать симпатии. Он – как один из нас. А отцы говорят, что приближение беса, вообще-то, вызывает у человека ужас. И как раз это надлежит показывать для отвращения зрителя от бесов.
Если кто-нибудь скажет, что монах Иван – юродивый, то эта версия не проходит: что-то не встречались мне жития юродивых, в которых бы преспокойно проживал бес.
А ведь м.Корнилий не только дал добро кинофестивалю в целом, но и неоднократно расхваливал ранее кинорежиссёра Досталя в связи с его фильмом «Раскол». Поэтому общее благословление мероприятия, в котором есть и фильм Досталя «Монах и бес» ориентирует неискушённого зрителя на одобрение и этой киноленты. А подталкивать «малых сих» к погибельным пучинам – страшное преступление.
Антонов Алексей, ДЦХБИ.