Добрый день.
Хочу спросить про общеизвестную разницу пасхального тропаря у никониан и староверов.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова.
Христос воскресе из мертвых смертию на смерть наступи и гробным живот дарова.
У меня Цветная триодь только в электронном виде, взятая вот отсюда
http://www.oldrpc.ru/divine/old-book/book/ Триодь Цветная, Москва, нумер 1068 по каталогу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Книга напечатана в 1636 году - Совершена же бысть в лето седмь тысящ сто четыридесят четвертаго, месяца декабря в шестый день.
На листе 236 - "смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова."
Ладно. Нашел рукопись 402 по каталогу славянских рукописей той же Лавры.
http://search.rsl.ru/ru/record/01004711463 Лист 156 на об. - "Христос воскресе из мертвых смертию на смерть наступи гробным живот дарова."
Рукопись не датирована точно - XVI-XVII в.
Может быть кто-нибудь сможет рассказать, откуда такое расхождение?
Я почитал Википедию, похоже, вышеупомянутая Цветная триодь 1636-36 года - результат книжной справы, проводившейся при патриархе Иосафе I (1634—1640).
Откуда взялся второй вариант тропаря и почему именно он стал единственно верным у новообрядцев?
Википедия говорит, что в тот период "в качестве правильных источников рассматривались только русские рукописи".